Интервьюирование как метод определения уровня санитарно-гигиенических знаний

21.03.2015
Санитарно-гигиенические знания среди студентов

Аверьянов С.В.
д.м.н., профессор
кафедры стоматологии
и челюстно-лицевой
хирургии БГМУ, г. Уфа

Ромейко И.В.
соискатель кафедры
стоматологии
и челюстно-лицевой
хирургии БГМУ, г. Уфа

Пупыкина Е.В.
ординатор кафедры
стоматологии
и челюстно-лицевой
хирургии БГМУ, г. Уфа


Актуальность проблемы

Состояние здоровья молодежи является необходимым условием и определяющим моментом благополучия общества и его прогрессивного развития [8, 9, 10]. В структуре молодого поколения студенты представляют собой особую социальную группу, характеризующуюся специфическими условиями жизни, вынужденным нарушением режима труда, отдыха и питания, большой психоэмоциональной и умственной нагрузкой [4, 6]. Стоматологическая заболеваемость в настоящее время в студенческой возрастной группе остается высокой и не имеет тенденции к стабилизации [2, 7, 11]. Анализ первичной мотивации рабочих медеплавильного завода к проведению лечебно-профилактических мероприятий показал низкий уровень мотивации у мужчин всех возрастов (31%), преимущественно в группах 20-34 лет и старше 65 лет [1]. Анкетирование студентов 1 курса стоматологического факультета показало, что их информированность о состоянии своего здоровья, мотивация к его сохранению и лечению невысокая [3]. Наиболее слабым звеном в осуществлении мероприятий по первичной профилактике основных стоматологических заболеваний является гигиеническое воспитание населения и санитарно-просветительная работа [5]. Несмотря на разработку и внедрение программ профилактики стоматологических заболеваний, кариес зубов и болезни периодонта остаются по-прежнему наиболее распространенными заболеваниями у детей, подростков и у взрослых во всем мире. Это, по-видимому, связано с низким уровнем знаний вопросов профилактики стоматологических заболеваний населением и недостаточным желанием заботиться о своем здоровье. Гигиена полости рта фторсодержащими зубными пастами – признанный и практически и экономически оправданный метод профилактики кариеса зубов и болезней периодонта. Выбор конкретных средств и методов индивидуальной гигиены полости рта для каждого пациента – обязанность врача-стоматолога. Высокий уровень стоматологической заболеваемости является следствием особенностей питания человека и вредных привычек. Особое значение имеет широкое введение в пищевой рацион современного человека сахара и сахаросодержащих продуктов в больших количествах и в высоких пищевых концентрациях. Бесконтрольное употребление сахара вне приемов пищи, на ночь как последнего блюда при приеме пищи, способствует задержке сахара во рту и активному метаболизму его остатков с помощью микрофлоры полости рта и активной продукции кислоты. Кариес является типичной болезнью цивилизации, и его развитие связано с изменением характера питания и пищи человека и внедрением в его состав нетипичного продукта – сахара, к потреблению и негативным последствиям которого современный человек оказался неприспособленным. С точки зрения профилактики кариеса, «полезными» в списке необходимых продуктов являются далеко не все: если зеленые овощи, мясо и молоко, имеют относительно низкий кариесогенный потенциал, то о крахмальных овощах, хлебе, макаронах и кашах этого не скажешь. Поэтому диетологические задачи стоматолога целесообразно ограничить пропагандой разумного режима питания, который предполагает сокращение продолжительности пребывания пищи в полости рта, а именно: полноценное 3-4-разовое питание с 2-3 низкоуглеводными перекусами. Причиной увеличения распространенности основных стоматологических заболеваний является существование устойчивых факторов, способствующих формированию данной патологии и поддерживающих стабильный уровень ее у населения. Только устранив наиболее значимые факторы, влияющие на возникновение стоматологических заболеваний, можно снизить их распространенность. На формирование данной патологии может оказывать влияние большое количество антенатальных и постнатальных факторов риска [12]. Вероятность действия причинного фактора (а отнюдь не его безусловное влияние) отразилась в принятом сейчас очень удачном термине фактор риска. В данном термине показана не абсолютная сила этой причины, а лишь возможное ее действие, которое при определенных условиях может получить количественную характеристику [4]. Выявление факторов риска возникновения основных стоматологических заболеваний у студенческой молодежи является основополагающим моментом в их профилактике. Ортодонтическое лечение, связанное с ношением ортодонтических аппаратов, требует определенной кооперации с пациентом. Уже перед началом лечения необходимо выяснить, насколько готов пациент к ортодонтическому лечению, может ли он регулярно посещать врача-ортодонта и выполнять все рекомендации и назначения. Если у пациента отсутствует мотивация, то возникает большая вероятность того, что ортодонтическое лечение будет не закончено. Однако большую роль в гигиенической мотивации, обучении населения и поддержании их постоянной профилактической активности играют врачи всех специальностей, одним из аспектов деятельности которых, является санитарное просвещение, в том числе и по вопросам гигиены полости рта. Поэтому определенный интерес представляет уровень информированности студентов о возможности и путях предупреждения основных стоматологических заболеваний, о факторах риска и методах лечения стоматологических заболеваний.

Цель исследования

Определение уровня санитарно-гигиенических знаний студентов вузов г. Уфа.

Материалы и методы исследования

Нами было проведено анкетирование 768 студентов, обучающихся в различных ВУЗах города Уфы. Среди них было 219 человек – лица мужского пола и 549 – лица женского пола. Анкета включала вопросы касающиеся: частоты посещения стоматолога, частоты и характера ухода за полостью рта, использования основных и дополнительных средств гигиены полости рта, преобладания блюд в рационе, употребления десерта, сладких газированных напитков, причин возникновения основных стоматологических заболеваний и вопросов профилактики, причин формирования неправильного прикуса.

Результаты исследования

В результате анализа анкет было установлено, что 7,5% опрошенных утверждают, что не посещают стоматолога. Визиты к стоматологу осуществляют 1 раз в 3 месяца 2,5%, 1 раз в полгода – 19,3% и 38,65% интервьюированных студентов посещают врача-стоматолога, только когда болит зуб. Большинство студентов (73,1%) чистят зубы 2 раза в день, а 23,1% – один раз в день. После каждого приема пищи чистят зубы всего лишь 2,1% студентов. Иногда чистят зубы 0,8% опрашиваемых и не чистят 0,4% студентов. Продолжительность чистки зубов занимает у 18,5% студентов 1 минуту, 35,3% опрошенных чистят зубы 2 минуты, у 30,7% время чистки длится 3 минуты, у 9,6% – 4-5 и более минут. Предпочитают очищать зубы горизонтальными движениями 18,5% опрошенных, 20,6% студентов осуществляют чистку зубов вертикальными (подметающими) движениями и 33,2% чистят зубы круговыми движениями. Большинство студентов для ухода за полостью рта используют зубную пасту применяют 87,4% опрошенных, эликсиры и ополаскиватели используют 4,2% студентов, 3,4% пользуются зубочист- ками, жевательные резинки предпочитают 8,8%, а зубной порошок применяют 0,4%. Предпочитают для ухода за полостью рта зубные пасты: «Colgate» (63,1%), «Blend-a-med» (12,6%), «Splat» (6,7%), 5,1% используют «Жемчуг», «Лакалют» (3,4%), «Лесной бальзам» (2,9%), «ROCS» (2,5%), «Амвей» (1,7%) и «32 норма» используют 1,3% опрошенных. Большая часть (31,9%) студентов меняют зубную щетку четыре раза в год. Меняют зубную щетку три раза в год – 29,8%, два раза в год – 23,5% студентов и один раз в год – 14,7% опрошенных. В соответствии с проведенным опросом, установлено, что 83,2% студентов не обращались за советом к стоматологу о выборе средств гигиены полости рта и только 16,8% опрошенных подбирали средства гигиены по рекомендации врача-стоматолога. На вопрос, кто научил чистить зубы, 62,2% опрошенных ответили мать и отец, 21,8% студентов ответили, что их никто не обучал чистке зубов, 11,8% ответили, что их научил врач-стоматолог, 2,5% обучили воспитатели детского сада и по 0,4% – научили брат, сестра или учитель. Установлено, что у половины опрошенных (50,4%) в рационе преобладают мясо и рыба, каждый третий студент (30,7%) употребляет мучные и крупяные блюда, в рационе питания у 13,4% студентов преобладают молочные блюда и лишь у 5,5% студентов преобладают фрукты и сырые овощи. На вопрос, как часто употребляете десерт в виде булочек, печенья, конфет, тортов, 71,4% студентов ответили «редко», один раз в день употребляют десерт 15,9%, 2-3 раза в день употребляют десерт 3,8% и лишь 8,8% студентов не употребляют десерт никогда. Каждый день употребляют сладкие газированные напитки 0,8% студентов, 1 раз в неделю 9,6% студентов, 2-3 раза в неделю употребляет каждый четвертый студент (25,6%), редко употребляет основная масса студентов (62,6%) и вообще не употребляют лишь 1,3% студентов. Каждый третий студент (30,7%) пьет чай или кофе без сахара, чай или кофе с 1 ложкой сахара употребляют 22,7% студентов, 41,2% студентов пьют чай или кофе с 2-3 ложками сахара и 3-4 ложки сахара употребляют с чаем или кофе 5,5% студентов. На вопрос демонстрировал ли стоматолог как нужно чистить зубы лишь каждый пятый опрашиваемый (22,7%) ответил положительно, 77,3% ответили отрицательно. На приеме у врача стоматолога наличие зубного налета было показано лишь 16,8% опрошенным. Профилактические мероприятия в виде покрытия зубов фторлаком проводились всего лишь у 7,1%, обучение чистке зубов проводилось 14,7% опрошенным, 18,5% студентам не проводилось никаких профилактических мероприятий, оставшиеся 59,6% студентов уже нуждались в лечении кариеса и его осложнений. При изучении факторов риска возникновения кариеса зубов основной причиной 73,1% опрашиваемых назвали плохой уход и 26,9% студентов считают причиной возникновения кариеса зубов чрезмерное употребление сладостей. Ни один из опрашиваемых не назвал причиной недостаток фтора в питьевой воде. Основными причинами возникновения заболеваний пародонта 76,5% студентов считают плохой уход за зубами, 13,4% опрошенных выбрали вариант ответа – чрезмерное употребление сладостей, наличие аномалий прикуса и недостаток фтора в питьевой воде как факторы риска считают 6,3% и 3,8% студентов соответственно. Данные анкетирования по вопросам информированности о причинах заболеваний зубов показали, что 66,4% опрошенных не полностью информированы и хотели бы знать больше, достаточно знают о причинах возникновения заболеваний зубов всего лишь 12,2% студентов, недостаточно информированными считают себя 19,7% опрошенных и 1,7% студентов ответили, что совсем ничего не знают. На вопрос нуждаетесь ли вы в обучении правилам чистки зубов, как предупреждение стоматологических заболеваний 43,3% студентов ответили, что не знают, будет ли от этого польза, 34,5% опрошенных не видят в этом необходимости, лишь 8,8% студентов считают полезным обучение правилам чистки зубов. Не хотят участвовать в мероприятиях по профилактике заболеваний полости рта 54,3% студентов и 45,7% опрошенных были согласны. Реклама по телевидению средств гигиены полости рта и жевательных резинок не повлияла на отношение к здоровью полости рта у 51,7% опрошенных, а более тщательно стали ухаживать за зубами 13,5% опрошенных, 29,8% студентам реклама помогает в выборе качественных средств гигиены полости рта. На вопрос о необходимости исправления неправильного прикуса 44,6% студентов ответили, что не нуждаются, 32,9% опрошенных считают, что им необходимо ортодонтическое лечение и 22,5% студентов не знают ответа на этот вопрос. Лечение неправильного прикуса 75,2% опрошенным рекомендовал про- вести врач-стоматолог. Мнение друзей об ортодонтическом лечении повлияло на 1,7% опрошенных. Причиной формирования неправильного прикуса 26,1% студентов считают наследственность, 16,8% – плохой уход за зубами, по 8,4% студентов – вредные привычки и недостаток витаминов, 7,1% – раннее удаление зубов, 5% – преобладание в рационе питания мягкой пищи, по 2,5% опрошенных – неправильно организованное искусственное вскармливание и хронические заболевания, другими причинами возникновения зубочелюстных аномалий считают 22,7% студентов. На вопрос – для чего необходимо исправление прикуса 33,2% студентов считают для улучшения эстетики и правильного жевания, только для улучшения эстетики – 27,3%, только для правильного жевания – 23,5% и 16,4% опрошенных считают, что нет необходимости в исправлении прикуса. Почти каждый второй студент (48,7%) не знает, чем занимается врач-ортодонт, 10,9% студентов считают, что врач-ортодонт занимается лечением зубов, 7,6% – удалением зубов, и только каждый третий студент (33,2%) ответил правильно, чем занимается врач-ортодонт. Лечение у врача-ортодонта проводилось 14,3% студентам. Готовы оплачивать стоматологическую помощь лишь при условии гарантированного качества 44,1% студентов, 34% – только в сложных случаях, 16,6% студентов считают, что стоматологическая помощь должна быть бесплатной, и 5,3% студентов не имеют для этого финансовых возможностей. Таким образом, нами выявлен низкий уровень санитарно-гигиенических знаний у студентов, недостаточная их медицинская активность в отношении сохранения стоматологического здоровья, проводится недостаточная работа врачей-стоматологов по гигиеническому воспитанию и сани- тарному просвещению студенческой молодежи по вопросам профилактики стоматологических заболеваний. Врач-стоматолог должен знать о средствах гигиены полости рта, давать рекомендации по рациональному их использованию в соответствии со стоматологическим статусом, обязан сформировать у студентов мотивированное отношение к гигиене полости рта как неотъемлемой части оздоровления организма, предоставить информацию о методах лечения основных стоматологических заболеваний.

Литература

1. Анализ первичной мотивации рабочих медеплавильного завода к проведению стоматологических лечебно-профи- лактических мероприятий/ Еловикова Т.М., Молвинских В.С., Липатов Г.Я., Кощеев А.С.// Проблемы стоматологии. – 2014. – №3. – С. 10-15.

2. Ахмерова С.Г. Здоровый образ жизни и его формирование в процессе обучения // Профилактика заболеваний и укре- пления здоровья. – 2001. – №2. – С. 37-40.

3. Ваневская Е.А., Жегалина Н.М. Изучение медико-социального статуса студентов 1 курса стоматологического факультета УГМА //Проблемы стоматологии. – 2012. – №5. – С. 22-26.

4. Зуева Л.П., Яфаев Р.Х. Эпидемиология //СПб.: ФОЛИАНТ, 2005. – 752 с.

5. Квасов С.Е. Образ жизни и здоровье студентов / С.Е.Квасов. – Горький, 1990. – С. 5-9.

6. Кондратов А.И. Медико-социальная эффективность обра- зовательной программы в комплексной профилактике сто- матологических заболеваний / А.И.Кондратов // Уральский стоматологический журнал. – 2001. – №1. – С. 4-6.

7. Кучеренко В.З. Отношение студенческой молодежи к соз- данию семьи во время обучения в зависимости от медико-со- циальных факторов, условий и образа жизни / В.З.Кучеренко, И.В.Розенфельд // Проблемы управления здравоохранением. – 2004. – №3. – С. 47-50.

8. Лукиных Л.М. Кариес зубов. Н. Новгород: Изд-во НГМА, 2001. – 186 с.

9. Розенфельд Л.Г., Круглякова И.П. Совершенствование тех- нологии оказания профилактической помощи студентам по типу врача общей практики/ Бюллетень НИИ социальной гигиены, экономики и  управления здравоохранением им. Н.А.Семашко. М., 2002. – С. 87-89.

10. Русанова Е.И. Вопросы охраны здоровья студентов в зако- нодательстве Российской Федерации // Здравоохранение Рос. Федерации. 1998. – №2. – С. 24-28.

11. Рыжаков Д.И., Ляляев В.А. Некоторые особенности фак- торов риска для здоровья студентов-медиков // Здоровье студентов: Сб. тезисов междунар. науч. практ. конф. – М.: Изд-во РУДН, 1999. – С. 101.

12. Сунцов В.Г., Дистель В.А., Лосев А.В. Факторы риска в возникно- вении зубочелюстных аномалий и деформаций у детей Респу- блики Алтай// Институт стоматологии. – 2005. – №3. – С. 46-48.

Поделиться:
Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *